(Back to FOM index page)

Методика исследования

Характеристика исследования

Обьект исследования

Для того чтобы уловить некоторые тенденции в развитии общества, объектом исследования мы выбрали одну из существующих молодежных субкультур: движение Авторской песни. За последнее десятилетие движение претерпело ряд существенных изменений - организационных, социально-психологических, идеологических и т.д. Авторская песня - явление неоднородное, происходящие в нем процессы - неоднозначны. Для исследования была выбрана слушательская аудитория М.Щербакова - одного из бардов, работающих в жанре Авторской песни. Такое решение было принято по следующим причинам:
- творчество М.Щербакова вызывает наиболее неоднозначные реакции среди представителей движения;
- оценки его творчества некоторыми известными бардами свидетельствуют, что в авторской песне он - неординарное явление;
- популярность его творчества быстро растет, несмотря на то, что Щербаков оказался вне механизмов КСП-шной "раскрутки" (см. интервью с "Интегратором" и статью Б.Жукова "Три письма об одном авторе").
- песни Щербакова цитируются молодежью в повседневной жизни для характеристики людей, ситуаций, самопрезентации;
- аудитория Щербакова неоднородна по возрастным характеристикам.
К слушательской аудитории М.Щербакова мы относили людей, слушающих песни этого автора на концертах и/или в записи, а также и тех, кто слушал песни Щербакова какое-то время, но потом перестал ими интересоваться.

Предмет и основная цель исследования

Предметом изучения стали ценностно-нормативные установки, характерные для избранной субкультурой группы, и особенности механизмов идентификации, обусловленные ресурсами людей, ценностными ориентациями, когнитивными и емоциональными факторами.

Задачи исследования

Был определен круг исследовательских задач - на материале, полученном в результате исследования, попытаться определить: - доминирующие элементы культурных ценностей; - особенности восприятия творчества М.Щербакова и набор социальных ресурсов индивидов, составляющих данную субкультурную группу; - идентификационную динамику в этой группе; структуру группы.

Формирование выборки

Стратегию исследования можно определить как поисковую; это определило специфику формирования выборки. Полевой этап исследования продолжался в течение шести месяцев: с ноября 1994 по апрель 1995 гг. При выборе респондентов мы придерживались определенных критериев, по которым человек, во-первых, должен быть знаком с песнями Щербакова (того или иного периода) и, во-вторых, должен быть способен сформулировать и обосновать свое мнение. При этом негативное отношение к творчеству барда не имело решающего значения, хотя отвечать на анкету о творчестве нелюбимого автора соглашались немногие. Выборка формировалась двумя путями: опросы на концертах в Москве и в Санкт-Петербурге (где в то время давались концерты) и опросы "щербаковских" групп и тусовок в московских вузах и на слетах КСП. Анкеты собирались либо после концертов, либо через помощников в группах, либо пересылались по почте. Для анализа была отобрана 341 анкета.

Разработка анкеты и ее структура

На этапе разработки программы исследования и инструментария организаторам не было известно о проведении исследований Авторской песни методами социологии и социальной психологии; проблемное поле представлялось слабо проработанным и изученным. При разработке анкеты мы исходили из предположений, что потенциальная аудитория - не моновозрастная группа, хотя преимущественно молодежная; что это люди с достаточно высоким образовательным уровнем, и что одна из ценностей этой группы - стремление к автономному поведению и самостоятельному мышлению. Поэтому мы рассчитывали на самостоятельную и достаточно активную работу респондентов с вопросами анкеты. Кроме того, нами учитывались такие особенности опрашиваемой аудитории, как включенность в движение Авторской песни и особое отношение к творчеству: многие из опрошенных сами работают в этом жанре. Было ясно, что априорные "закрытия" вопросов не смогут охватить весь спектр мнений довольно разнородной аудитории; без возможности адекватного отражения своих мыслей респондентам было бы "тесно" в пространстве жестких "закрытий". Основываясь на этих гип отезах и предположениях, организаторы включили в анкету наряду с "закрытыми" также открытые и полузакрытые вопросы. Формулировки вопросов на этапе ее подготовки выносились на обсуждение небольшой группы респондентов. Это позволило более четко определить круг исследовательских задач и уточнить варианты ответов.

Все вопросы анкеты (48 вопросов) составили несколько смысловых блоков, с помощью которых предполагалось решить следующие задачи:

1. Изучить особенности восприятия творчества Щербакова, определить положительные и негативные аспекты восприятия (вопросы 2, 4, 5, 9-28, 35).

2. Изучить структуру слушательской аудитории и ее характеристики (вопросы 1, 41, 42, 45-48).

3. Выявить предпочтение слушателями песен разных периодов творчества М.Щербакова (вопросы 3, 6, 7, 30, 34, 43).

4. Собрать материал для изучения процесса культурной артикуляции и социального функционирования песен (вопросы 29-32, 38-40). Этому предполагается в дальнейшем посвятить отдельное исследование.

После сбора массива все индивидуальные ответы и дополнения на "закрытые" и "полузакрытые" вопросы были выписаны из анкет и обработаны. Были найдены новые основания для классификации ответов, порой сильно отличающиеся от предложенных в анкете. Все индивидуальные ответы вместе с предложенными в анкете были сведены в кодификаторы. Кодификаторы строились по тем основаниям, которые оказались значимыми для респондентов. Были полностью перекодированы вопросы NN 2, 35, 42, 44; дополнены часто упоминаемыми вариантами 29, 31, 37, 38, 40 и 41-й вопросы; закодированы "открытые" вопросы: NN 1, 3, 6, 7, 8, 30, 32, 33, 34, 43. Ответам каждого респондента присваивался код, соответствующий той или иной позиции в разработанной заново классификации. В приложении указаны частотные распределения ответов, полученные уже после перекодировки указанных вопросов.