(Back to FOM index page)

ВЫВОДЫ

1. Исследование позволило выявить ценности и ресурсы, которые обьединяют аудиторию Щербакова. Во-первых, это интеллектуальность и рациональность. Во-вторых: индивидуальность и профессионализм. В-третьих: активность, гибкость и толерантность.

При анализе семантического пространства "Мира поэзии Щербакова" не было выявлено расхождений между рационально обоснованными ответами, и эмоциональными реакциями. Это говорит об открытости аудитории, о том, что люди привыкли высказывать свое мнение, и о том, что их круг общения, включающий не только единомышленников, принимает как должное существование непохожих точек зрения, иногда даже противоположных. Этот комплекс ценностей до некоторой степени соответствует тем эталонным переменным Парсонса , которые он выделил при описании различий традиционных и современных систем. Парсонс полагал, что индивидуализм - ценность, функционально приспособленная к современному обществу, а личностная автономия - единственный идеал, который может быть общим для всех в современном мире (7, стр.47). Для изучаэмой аудитории неординарность, индивидуальность является нормой: ее присутствие в песнях воспринимается ими как само собой разумеющееся (всего 4% отметили индивидуальность в вопросе "Что привлекает..."), но ими остро ощущается ее оцутствие (банальность некоторых песен Щербакова отметили 15% опрошенных).

Описанные ценности можно назвать антиавторитарными. По данным классического исследования Т.Адорно, в комплекс авторитарности входят: антиинтеллектуализм, склонность к эмоциональным реакциям и нетерпимость к нарушителям конвенциональных норм и ценностей. Перечисленные ценности подкреплены установкой на использование и развитие таких культурных ресурсов, как образование, интеллект, профессионализм. Это подтверждается образовательными характеристикам аудитории Щербакова и выявленной сложной структурой восприятия.

2. Данные исследования позволяют утверждать, что у большинства респондентов сложилась положительная идентичность с "Миром поэзии" Щербакова, несмотря на то, что он не совсем уютен и довольно труден для освоения. Так как большинство опрошенных называют его "своим, близким", следовательно, они разделяют комплекс идей, естетических и этических ценностей, интегрированных в этом понятии. Видимо, в творчестве Щербакова люди находят ответы на волнующие вопросы, оно помогает слушателям отрационализировать и типологизировать мир, определять характер взаимоотношений с ним, стратегии поведения и реакций в проблемных ситуациях, структурировать свои ожидания. Сам по себе факт положительной идентификации не удивителен. Интересно влияние на степень идентификации различных аспектов восприятия. Когнитивный компонент является наиболее значимым фактором идентификации в рассматриваемой субкультурной группе. Он сопровождается эмоциональным подтверждением идентичности.

3. Наряду с рациональными критериями оценок, соответствующими перечисленным ценностям, на восприятие респондентов оказывают влияние и эмоциональные характеристики "Мира поэзии" Щербакова. Точно так же, как могут развиваться интеллектуальные способности, человек может развивать свои способности к восприятию сложных эмоций - чувств, "сентиментов". При столкновении с такими сложными комплексами "неподготовленный" человек либо их просто не заметит или не поймет, либо в его восприятии они станут негативными. Положительная идентификация связана с комплексом позитивных эмоций; она свойственна большей части аудитории Щербакова. При этом слушатели особо выделяют такие характеристики творчества барда, как "тревожный" и "жесткий". Это говорит о развитой, довольно сложной структуре эмоционального восприятия. "...Развитая область эмоций у человека активизирует альтруистические чувства - чувство сострадания, радости за чужую удачу... В гораздо меньшей мере в подобных случаях развиты... корыстолюбие, возмущение, гнев в связи с ущемлением самолюбия" (6, стр.16).
Это же подтверждают данные частотного анализа ответов об отношении к пародиям на Щербакова: 40% респондентов сказали, что пародии "посмеиваются" над стилем песен и вообще, бывают забавными. Только 6% опрошенных высказали отрицательное отношение к ним, сказав, что "достойных пародий не может быть!" (А.69), что они принижают, выхолащивают творчество Щербакова.

4. Идентификация и формирование аудитории Щербакова проходили в несколько этапов.
Сопоставив данные анализа структуры слушательской аудитории и динамику популярности, можно предположить, что Первооткрыватели, познакомившиеся с песнями Щербакова в 1987-1991, - это каеспешники, привыкшие к определенного рода традиционным песням. 1991 год - год спада популярности барда в этой среде. Основные причины - усложнение самих песен, и рост популярности Щербакова у "не каеспешной" публики. Это лишало его имиджа "продолжателя традиций", к тому же каеспешники лишились исключительного права называть Щербакова "своим". Спад динамики знакомств связан, вероятно, с отпадением части каеспешной аудитории: информация о творчестве, о концертах и т.д. распространяется в основном в межличностном общении. Песни этого автора имеют высокий порог вхождения, поэтому немаловажную роль в их распространении играют те, кто может увлечь ими других. Вместе с "ушедшими" каеспешниками ушли не только некоторые информационные каналы, но и "агенты": никто не будет рассказывать о том, что не нравится.
Отошедших заменяет более молодое поколение и люди, иногда к авторской песне не имеющие отношения (есть свидетельство, что песни Щербакова были хорошо приняты в одной панковской тусовке). Несмотря на ощущение жесткости и тревожности "Мира поэзии" Щербакова, эта группа более друг их склонна идентифицировать этот мир как "свой и близкий".

5. Обычно КСП-шные феномены редко выходили за границы этой аудитории. Разрастание аудитории Щербакова позволяет предположить, что ценности индивидуалистического поведения, прежде существовавшие диффузно, бесструктурно, сейчас становятся основанием формирования социальных общностей вокруг носителей образцов этих ценностей. Примечательно, что "Мир поэзии" Щербакова является "своим" для групп, которые условно можно назвать "отцы и дети": школьники, студенты и люди старше 45 лет. Следовательно, в аудитории Щербакова сохраняется в значительной мере межпоколенческая трансляция культурных ценностей. Одним из примеров этому является интервью "Патриарха". Культурная преемственность характерна и для всего движения Авторской песни: в этой социальной группе остается значимой идентификация на базе традиционных ценностей, взаимодействующих, тем не менее, с ценностями и нормами нового времени.

Сочетание таких особенностей, как межпоколенческая трансляция культурных образцов, ориентация на комплекс индивидуалистических ценностей, появление в среде субкультуры референтных личностей - артикулирующих эти ценности, формирование социальных общностей вокруг носителей образцов, все это - признаки устойчивости субкультуры Авторской песни и ее способности к адаптации в изменяющемся мире.