Из книги "Авторская песня". М., 1997 (Школа классики)

Это пособие для ученика и учителя (средней школы). В авторы-песнопевцы зачислены Окуджава, Высоцкий, Галич, Анчаров, Городницкий, Визбор, Новелла Матвеева, Юлий Ким. Однако ж в статье Вл. Новикова "По гамбургскому счету" перечислен и Михаил Щербаков. Между Олегом Митяевым и списком упомянутых, то бишь последним.

"... Михаил Щербаков родился в 1963 году, патриархам авторской песни он годится по возрасту даже не в сыновья, а во внуки. И тем не менее этот ироничный филолог (близкий по духу многим непесенным поэтам новой волны) реализовался как мастер стиха именно в формах авторской песни. Одно из самых известных произведений Щербакова дало название и его книге - "Вишневое варенье":

---текст---

Поэзия Щербакова во многои суммирует, творчески синтезирует опыт нескольких поколений бардов - и в то же время она нащупывает новую поэтическую тропу. Мечтательность без иллюзий, романтика без утопии - так можно приблизительно (и очень предварительно) обозначить эту новую духовную стратегию." (с.406-407)

Вторая часть книги, собственно "В помощь ученику и учителю", написана Е.Н. Басовской. Вот цитаты, связанные с Щербаковым.

"Я могла бы перечислить большое число авторских песен, на основе которых школьники нередко создают интереснейшие собственные тексты - зарисовки, мини-эссе, рассказы и даже стихотворения. Особенно благодатную почву для такой работы представляют собой песни, которым свойственна _недосказанность_, например, "По Смоленской дороге" Б. Окуджавы, "Брусника" А. Городницкого, "Поезд" Ю. Кукина, многие песни О.Митяева, М. Щербакова." (с.417-418)

"Слушаем фрагмент из песни Михаила Щербакова "Романс 1":

..Ужель напрасен ход времен...

---текст---

..Как более не дай ей Бог любимой быть никем?..

Как называется литературный прием, использованный в последних двух строках? Какова, по-вашему, его художественная роль в тексте песни?" (с.474).

<На с. 475 дан ответ на этот вопрос - это реминисценция, отсылка к Пушкину (Я вас любил: любовь ещё, быть может...)>

"Первый урок, посвященный изучению романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Песня М.Щербакова "Свидание с полковником":

---текст---

Конечно, вы поняли, что ситуация, изображенная Щербаковым, имеет символическое значение. Здесь не важно, в какой стране и когда происходит действие. Важен поступок, нравственный выбор героя, от чьего лица написан текст. Наверное, вы слышали выражение: "Цель оправдывает средства". Именно так рассуждает некто, задумавший отравить полковника, чтобы спасти тысячи солдат. Логика, казалось бы, неопровержимая: если полковник останется в живых, завтрашний бой состоится и приведет к чудовищной трагедии. Так разве не справедливо решение отравителя? Что-то всё-таки вызывает сомнения? Что именно? Это очень старая и, вероятно, неразрешимая проблема - так называемая "кровь по совести". Над ней бились великие умы. Был среди них и Федор Михайлович Достоевский. Ситуация "Свидания с полковником" - одна из многочисленных вариаций на ту же тему, на которую написан роман "Преступление и наказание"". (с.481-482)